Кофе в племени МУРСИ
Рассказ о поездке в Эфиопию начну с основной цели своего визита – дня рождения, который я там отпраздновал .
Да, был туризм и много кофейных открытий, но идея появилась именно от желания отпраздновать свой 44-й день рождения где-нибудь в мировой глубинке .
Поэтому первый рассказ об Эфиопии посвящу одному дню из своей жизни (хотя про кофе в нем обязательно будет – обещаю ).
Кстати, в эфиопском календаре – не 12 (как у нас), а 13 месяцев в году: 12 по 30 дней + 13-й – состоящий из 6 или 7 (в случае високосного года) дней.
Так вот, в Аддисе (так почти всегда сокращенно называют эфиопскую столицу) есть памятник павшим в борьбе за родину эфиопам, который называется я «12 Yekatit». И в первый же день во время экскурсии по городу я выясняю, что их месяц «yekatit» – это аналог нашего февраля, поэтому первый памятник, который я встретил в Аддис-Абебе, был созвучен моему дню рождения – «12 февраля» .
Сама торжественная дата оказалось ровно посередине моего эфиопского визита. Уже была посещена знаменитая Каффа, и в этот день на повестке дня было одна из самых агрессивных этнических групп мира – племя МУРСИ.
Не всем знакомо это название, но, думаю, многие встречали знаменитые картинки женщин мурси – «народа холмов». Это те, которые носят в нижней губе керамические диски…
Поскольку поселения мурси (всего 12 деревень) находятся в окрестностях национального парка Маго – при въезде в парк в машину подсаживается солдат (их называют «скаутами») с автоматом наперевес. В племени я понял, что когда рядом ходит хлопец с Калашниковым – оно как-то поспокойнее...
Потом я, кстати, заметил, что этого парня нет ни на одном фото – они, видать, проходят специальный курс фотографии, чтоб случайно в стане знаменитого племени туристам не досталось фото с современным воином в хаки и с Калашниковым.
Автоматы здесь дело обычное, купить его здесь можно за 100-150 долларов.
Скажем, на обратном пути нас остановила компания из человек 30 молодых людей (навеселе) и предложили выпить с ними. Причем активнее всех приглашал прилично поддатый парнишка с Калашниковым.
Как пояснил гид – у парня сегодня свадьба (было воскресенье), и он с друзьями направляется к родителям будущей жены, чтоб показать, что автомат у него есть (мол, я настоящий мужик)... В принципе – все, как у нас...
Правда, «запчасти», то бишь патроны, здесь обходятся дороговастенько – почти по 10 центов за штуку...
Конечно же, тарелки в губах (их называют «тыби») – самая колоритная традиция мурси. Еще в юном возрасте девочкам прорезают нижнюю губу и вставляют в нее маленькую деревянную плашку. Девочка растет, и размер плашки все время увеличивается, приобретая со временем поразительные размеры. А уже в день свадьбы барышне вставляют керамическую тарелку – лицензионную версию, так сказать...
Ходят несколько гипотез, поясняющих происхождение таких «украшений». То говорят, что несколько веков назад, когда эфиопов забирали в рабство, мурси насильно себя калечили, чтобы быть безобразными и неинтересными для работорговцев. Может, и так, ибо детки у них такие же симпатичные, как и все дети в мире...
Иногда говорят, что мурси считают, что злые духи входят в человека через рот, и тарелка охраняет этот «вход» от зла. По этой же причине они разрисовывают свое тело белой краской – якобы считается, что это оковы плоти, временно сдерживающие мятежный дух. Вера мурси – служителей Бога Смерти – говорит им, что тела мужчин-мурси (земная плоть) являются своего рода ритуальной «тюрьмой» Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников — Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения...
Кстати, эта ерунда, которой они мажутся, имеет ну очень сильный и очень специфический запах...
Сами же мурси сегодня уверены, что тарелка – это мерило красоты. Чем больше тарелка у девушки в губе – тем красивее она как невеста и, что немаловажно – тем больший выкуп за нее дают.
Вставлять диски в губу мурсианских женщин никто не принуждает, и многие из уже зрелых девушек их не носят.
Но большинство красавиц понимает, что тарелка – это залог будущего благосостояния – как с точки зрения личной красоты, так и с точки зрения бизнеса (один среднестатистический диск мне впарили «из под полы» за пять баксов прямо в племени ).
Скажем, тарелка сантиметров этак 30 в диаметре (жесть, поверьте) – это 50 коров (моя жена ахнула – в Египте за нее когда-то без напряга давали 15 верблюдов, а тут такие жертвы...).
Перед визитом я читал, что женщины-мурси также носят жутковатые украшения, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев (которые каждый день протирают человеческим жиром) ...
Я пару раз пытался идентифицировать в каше мурсианских украшений те самые ногтевые фаланги, но поскольку в очищенном, так сказать, виде я их видел нечасто – понять, какие из украшений – из гуманоидов, мне не удалось...
Интересно (хотя и жутковато), что у большинства носительниц губо-тарелок нет передних нижних зубов – они не уживаются с керамической посудой в районе ротовой полости... Да еще и кончик языка почему-то постоянно торчит изо рта (про точечки на теле расскажу ниже)...
Мне говорили, что днем женщины-мурси носят тарелки постоянно, но половина женщин в селении была без них. Может, мы просто рано подъехали и они еще не сделали утренний макияж?
Если вытащить диск – губы без тарелок отвисают (понятное дело – чем больше диск – тем длиннее похожая на резиновый жгут губа). Извините за неэстетичность, но подозреваю, что из-за отсутствия передних зубов по губе изо рта стекает всякое-разное, ибо женщины все время протирают эти висящие «провода» характерным движением руки...
На отвисающие губы, кстати, говоря, они вешают что попало – у одной – какие-то бусы, у другой – крючок типа вешалки из местного отеля...
Диски в ушах я заметил только у одной дамы, но характерно провисающие мочки подсказали мне, что туда их тоже инсталлируют...
Во время фото-сессии с моим участием одна из красавиц мурси пристроилась сзади и уперлась мне в руку тугим соском. Проверено лично мной: у мурси силикона нет
В одном из лучших в мире путеводителей по Эфиопии «Lonely planet» есть фраза о том, что «после посещения селения мурси у многих складывается ощущение «человеческого зоопарка» – коммерциализация со стороны мурси и унизительная требовательность со стороны туристов»...
Такое ощущение действительно периодически появляется. Мурси требуют оплату за ВСЕ фото, которые ты здесь делаешь. Ребята смышленые, поэтому считают щелчки фотоаппарата, а затем старший (в данном случае это был сын вождя по имени Олокоро (что, кстати говоря, означает «Тот, которого не остановить» ) говорит, с кем нужно рассчитаться.
Цена за фото постоянно растет. Сначала был 1 быр, несколько лет назад – 2, а сейчас уже 5 быр за фото (1 доллар = 17 быр), но поток желающих все равно увеличивается – такого ведь нигде в мире больше не увидишь... Как говорят маркетологи – USP – «unique selling proposition»...
С другой стороны, все очень организованно, и мне не пришлось делать как обычно тысячу фото, из которых затем выбираешь всего с десяток качественных.
Тут все организовано как на фото-сессии в американском fashion-издании: вождь сразу всех построил и понеслась...
Я сначала не понял, почему он их выстроил группой, но прозрение пришло очень быстро: ты платишь ВСЕМ, кто участвует в групповом фото .
Поэтому они постоянно лезут в кадр всей толпой – мне еле-еле удалось снять отдельно их хижины, чтоб в кадр никто не заскочил
И, кстати, договориться с ними за общую сумму нельзя никак – мурси выгодней «раскатывать» туристов по одиночке (и делают они это супер-профессионально – как-никак, играют на своем поле ).
Я спросил у гида, куда они тратят деньги – они ж не покупают мобильные или машины? А судя по потоку джипов – доходы тут немалые – туристов здесь иногда бывает больше, чем самих мурси... Гид говорит – их «машины» – это скот – они все вкладывают в покупку коров. Это ж сколько коров там в округе должно быть?..
Вторая часть фото-сессии была мужской. Я читал, что мурси низкорослые, агрессивные и злобные. Насчет второго и третьего спорить не стану, а вот по росту – мне попались такие «лбы», что мой 1,80 м потерялись...
Причем судя по их поведению – это меня привезли показать им, а не наоборот... Нам, кстати, сразу сказали, что ехать к мурси всегда нужно с утра, потому что после обеда есть большой шанс застать мужичков племени пьяными в хлам (хотя не они составляют главную достопримечательность).
Во время визита с нами в основном общались женщины, дети и пару молодых пацанов, а старшие товарищи (вождь с романтичным именем «Полночь» включительно) лежали без единого движения в тенечке. Ну, чистые дембеля...
До этого на женщинах я видел характерные рисунки из бугорков на коже, а потом на примере одного из парней мне пояснили, что это такое. Это своеобразная татуировка, которую делают мурси. Упомянутые бугорки имеют разную неровную форму, и наносят такой «декор» ну ОЧЕНЬ необычным способом.
Сначала делается насечка на теле, затем в рану запихиваются личинки каких-то жучков-паразитов . Под кожей они начинают развиваться, но организм борется с этой инфекцией, и, когда личинки умирают – на коже остаются следы этих «могилок»...
Надрезы (и «инъекции») делаются в зависимости от того рисунка, который хозяин будущей татуировки желает получить... Кому бабочку на спине или «Не забуду мать родную» на груди?..
Еще я обратил внимание на симпатичные рожки, которые, как мне пояснили, одевают тому, кто сегодня будет пасти скот. Но судя по тому, что я видел их на каждом третьем человеке в племени – это стало не менее традиционным украшением, чем тарелки в губе.
Я себе, к слову говоря, тоже на всякий случай прикупил комплектик
Конечно, «мурсики», как мы их называли (или «мурзилки», как их называют российские туристы) ОЧЕНЬ колоритны. Конечно, как и все туристы, я наделал кучу фотографий экзотичных женщин с тарелками во рту.
Но нас ведь интересует КОФЕ, верно?..
И я был бы не я, если бы не исполнил что-то кофейное в самой экзотичной этнической группе мира (хотя добавлять классическую фразу «ценой собственной жизни» почему-то не хотелось ).
Как говорят на языке амхарик – «Wede Itiopia enkwan bedena metu» – «Welcome to Ethiopia» с ее невероятным количеством кофейных традиций.
И у мурси тоже есть своя кофейная история...
Одним из основных блюд мурсианской кухни является напиток, который называется «шошоро».
Женщины готовят его мужьям по утрам, а breakfast в племени, как мне сказали, уже прошел (день в Эфиопии начинается с 6 часов утра, а мы приехали в 9...)
Но ценой невероятных душевно-лингвистических импульсов (и небольшой инвестиции ) мне удалось убедить сына вождя сделать еще один шошоро для «фаранджи» (так в Эфиопии называют белых иностранцев).
Вопросов нет – тарелка на огне...
И через 10 минут мне приносят большую тарелко-кастрюльку с этим, как говорил Райкин, «мягко говоря, но грубо выражаясь», кофе...
Дело в в том, что данный кофейный напиток готовится не из кофейных зерен, а из... высушенной кожуры кофейных плодов. Примерно так же, как йеменский гешир (см. заметку «Что такое «ГАХВА» и что такое «ГЕШИР»?») – их высушивают и немного поджаривают.
В районе обитания мурси кофе не произрастает, поэтому они, как и большинство эфиопов, традиционно покупают его на базаре.
Кроме кофейной кожуры и большого количества воды (этакий мурсианский «американо») для приготовления напитка используется перец, соль, джинджер и еще пару тысяч каких-то специй... В результате полученный утренний бодрящий напиток выглядит так:
Но главное – дальше. В знак мира и благословения мурси часто пьют этот напиток вдвоем, что мне и продемонстрировали...
А потом...
Потом настал мой черед...
Да, конечно, я попробовал один из самых экзотичных кофейных напитков в мире и в своей жизни, но радость открытия была моментально заглушена всплеском пламени из моей ротовой полости – специй там было явно больше, чем кофе...
Должен признаться, что глотнуть этот «солененький кофейный супчик с перцем» стоило мне определенных усилий, но чего не сделаешь ради кофе...
С напитком в племени связана интересная традиция. Дело в том, что женщины мурси – очень честные и ничего не скрывают от своих мужей. И, как я уже говорил, утром жена всегда готовит мужу завтрак – варит какую-то кашу и подает наш любимый шошоро.
Так вот, если она что-то сделала не так и как-то провинилась – скажем, изменила любимому – дама будет честна с мужем и должна будет все рассказать ему.
Но при этом она не скажет это напрямую, а подаст знак – НЕ ДАСТ ЕМУ УТРОМ КОФЕ (ШОШОРУ).
Он поймет, что что-то не так и задаст вопрос – тогда женщина во всем признается – мол, «извини, согрешила, была пьяна» (буквальный перевод слов нашего гида ).
Так что теперь можно утверждать, что в некоторых племенах мира кофе играет еще и роль своеобразного «детектора лжи»
Вот такой у меня получился запоминающийся happy birthday...
Причем после поездки нам попалось еще пару местных достопримечательностей. Например, такая парочка на ходулях прямо на дороге посреди поля:
Фото – только за деньги, не вздумайте пытаться сделать это бесплатно – разобьют камнем стекло в машине (а то и камеру в ваших руках)...
И, видимо, как напоминание моей былой истории с матрацами «Veneto» мне посчастливилось увидеть «эфиопский матрац», или, точнее – эфиопскую подушку.
Едем, смотрим, у дороги стоит хлопец с автоматом.
Я говорю гиду – давай сфоткаемся. Парень послушно передал мне автомат («Запрещается передавать личное стрелковое оружие» ), и мы сделали пару кадров.
А потом я вижу у него в руке какую-то деревянную штучку:
Что это? – спрашиваю. Оказывается во время долгих переходов он носит эту подставку с собой в виде ортопедического матраца. Когда устал – на ней можно посидеть:
Пришла ночь – можно и поспать:
Да, видать, дух «Венето» уже не отпустит меня...
Вечером, слава Богу, покушали вкусненькой рыбки из местного озера с крокодилами (о нем и о них еще поведаю)...
...да попили (точнее – упивались) соками манго, авокадо
...и тем, что в Эфиопии называют «сприс» – слоеный микс из нескольких свежих соков
К тому же я получил самодельную эфиопскую поздравительную открытку .
Но 44-й день рождения теперь, конечно же, твердо ассоциируется с колоритными и экзотичными мурси... И картинки с моей голове, как я понимаю – теперь на всю жизнь...
И, конечно же, я рад, что такой запоминающийся визит прошел под знаком кофе – не думаю, что кто-то из туристов еще напросился попить с ними шошору-кофейку – «настоящих буйных мало»...
У меня много планов на другие страны мира, но уверен, что с кофейно-туристической точки зрения круче Эфиопии в моей жизни уже не будет ничего...
О других кофейных открытиях – соленый кофе, кофе с крокодилами, посещение Каффы, все эфиопские легенды о кофе, кофе с маслом и многое другое – в наших следующих передачах .
P.S. Да, забыл сказать – по эфиопскому календарю на дворе сегодня 2004-й год. Так что я ехал праздновать свое 44-летие, а отметил 36-летие...
by Сергей Реминный. Кофейный эксперт. Блог о кофе
И этот сюжет действительно очень познавательный.
Спасибо.