О РАЗМЕРЕ кофейных зерен

07.11.2012 01:39

     Оказывается, злость – тоже муза писателей. Эту заметку я решил написать, разозлившись (прости Господи…)

     Разозлился, очередной раз услышав умничанье одного «эксперта по кофе», коих в нашей стране больше, чем кофейных компаний.

     Есть очень приличные (чаще молодые) ребята, которые открыты к новым познаниям, изучают кофе и излучают позитив.

     А есть (и их невероятно много) снобы, которые рассказывают о кофе понаслышке, зачастую не понимая смысл того, что сами говорят.

     И вот услышав в очередной раз «умный» рассказ о том, что чем крупнее зерна кофе, тем он вкуснее, и поэтому цена на кофе с более крупными зернами – выше, нервы старика-кофемана не выдержали…

undefined

     Давайте, наконец, разберемся. Заявляю: РАЗМЕР КОФЕЙНЫХ ЗЕРЕН ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ КАЧЕСТВО ВКУСА. При этом ответ на вопрос «А влияет ли он на цену кофе?» будут «Да, влияет». Сейчас поясню разницу.

     Всем известно, что мировая «кофейная цепочка» упрощенно выглядит примерно так: «Производители – Экспортеры – Обжарщики – Торговцы».

undefined

     На каждом этапе этой цепочки есть своя система взаимоотношений и критериев оценки этих взаимоотношений. Естественно, цена почти всегда является одним из главных факторов.

    Так вот, на этапе «Производители/Импортеры – Обжарщики» существует критерий, называемый «РАЗМЕР ЗЕРНА». В английcкой терминологии он называется «screening». В данном случае «screen» означает не «экран», а «сито», через которое просеиваются зерна для их классификации по размерам.

undefined

   О самой системе долго рассказывать не буду – это тема отдельного рассказа – скажу лишь, что цель процесса скрининга – разделение зерен по размерам с целью дальнейшего установления более высоких цен на крупные зерна и более низких – на зерна маленького размера.

undefined

     То есть – все-таки их оценивают по-разному?..

    Ответ: да, но совсем не из-за их качества. В данном случае критерий – исключительно ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ.

    Все очень просто: несмотря на то, что во время обжарки кофе почти в 2 раза увеличивается в объеме – он теряет около 20% своего веса.

undefined

     При этом – потери при «усушке» больше у маленьких зерен. Чтоб было понятней – вспомните, как выглядит жареная картошка, порезанная большими кусками и как – порезанная маленькими, ок?

undefined

     Поэтому для того, чтобы терять меньше при обжарке, обжарщики всегда стремились покупать более крупные зерна. Отсюда и появился критерий размера, и поэтому за крупные зерна платят больше. Но, повторюсь, к потребителям это не имеет НИКАКОГО отношения и на качество зерна он абсолютно не влияет – это исключительно производственный фактор.

     На самом деле вкус зерен большого размера и малого в одной и той же партии кофе между собой все-таки отличается, но формула «чем крупнее зерно  – тем оно вкуснее» здесь не работает.

      Естественно, уплаченная за товар цена далее автоматически переносится на потребителя и, платя больше, клиент думает, что покупает более качественный кофе…

  Иными словами, более высокая цена за крупные зерна – это плата за производственную специфику обжарщика.

undefined

     Лично я отношусь к этому абсолютно нормально – нужно воспринимать это как данность и нормальный рабочий момент. Ведь мы же, например, платим больше за конфеты в красивой коробке, чем за насыпанную в целлофановый пакетик кучку? (пример не 100% тот же, но аналогичный)

undefined

   Я всего лишь за то, что из размера зерен нельзя искусственным образом создавать привязку ко вкусу кофе.

     Хотя замечу, что, даже не влияя на вкус напитка, размер зерен является БЕЗУСЛОВНЫМ маркетинговым фактором, ибо визуально потребитель всегда отдаст предпочтение более крупным зернам. Так уж устроено наше сознание.

undefined

     А принимая во внимание то, что потребительский психологический эффект «чем больше – тем лучше» подтверждается более высокой ценой (пусть даже из-за производственных нюансов) – в комбинации это и формирует железную уверенность рядовых любителей кофе, что чем крупнее зерно – тем оно дороже (верно) и вкуснее (неверно).

     Профессионалы знают, что эти вещи не связаны. Существуют известные мировые сорта кофе с очень маленьким размером зерна, а есть общепризнанный мексиканский Марагоджип с гигантского размера (их еще называют «слоновьими»). Кстати, именно по этой причине во многих странах мира «марагоджипом» называют не сорт кофе, а самый крупный размер зерен в классификации данной страны.

undefined

     Вот и весь секрет более высокой цены дорогих зерен.

by Сергей Реминный. Кофейный эксперт. Блог о кофе

      

Комментарии (0)

Добавить комментарии