TANZANIA: Кофе с Maasai
Масаи являются одним из самых известных племён в Африке. По самобытности с ними могут сравниться, пожалуй, только эфиопские мурси (см. заметку «Кофе в племени Мурси»).
Но если мурси немногочисленны, то масаи являются целой народностью. Численность масаев, проживающих на территориях пограничных районов Кении и Танзании, достигает миллиона человек.
Точных цифр не знает никто, к тому же говорят, что их популяция сильно уменьшилась после эпидемии сонной болезни, переносимой мухой цеце. Масаи не имеют паспортов и сосчитать их представляется совсем не простым мероприятием.
Язык, на котором говорят масаи, называется маа, поэтому самоназвание этого народа по-правильному надо бы писать с двумя «а» – мААсаи. Но в русском языке перевод «масаи» уже утвердился, поэтому я буду использовать именно его.
Масаи исторически владели землями в районе долины Серенгети, в окрестностях кратера Нгоронгоро и Великого Африканского разлома – Рифтовой Долине Rift Valley.
Британские и немецкие колонизаторы в Восточной Африке больше всего боялись столкновений с этим племенем. Масаи всегда оказывали им жестокое сопротивление. В XIX и первой половине XX века они сумели выжить и доказать европейцам права на исконные земли своих предков. Но противостоять натиску цивилизации конца XX века они не сумели...
За последние полвека масаев выселили с большей части их земель. Им запретили пасти скот, объявив эти земли «заповедными». Богатые белые туристы, приезжавшие в Танзанию на сафари, желали «видеть животных, а не полудиких оборванцев». Выселенных масаев, которые самовольно возвращались, уничтожали или сажали в тюрьмы...
Масаи считают себя высшим народом Африки. Живут они за счет домашнего скота, не знают земледелия или ремесел и уверены, что Верховный Бог Энгай даровал им всех животных на свете. Поэтому кражи скота у других племен для масаев является обычным делом – они считают, что просто забирают обратно то, что им положено.
Больше всего масаи ценят две вещи: скот и детей. Не зря в языке маа, на котором они говорят, главными приветствиями являются фразы «Как ваш скот?» и «Как ваши дети?»
Масаи – кочевники, постоянно переезжающие с место на место. В какой-то момент они снимаются всем своим поселением-деревней и уходят, оставляя пустые дома.
Одно из их селений мне довелось посетить в Танзании. Мы возвращались с сафари из национального парка Серенгети (один из лучших заповедников мира) и по пути остановились у придорожного селения масаи (оно называется «enkang»).
Выражение «Масаи – не народность, а профессия» стало расхожей поговоркой. Их племена действительно все больше и больше зарабатывают на своей уникальности, все меньше и меньше нуждаясь в других источниках доходов.
При въезде в селение ты платишь ренту. Интересно, что плата взимается не с человека, а с машины, хотя внутрь деревни заехать нельзя – пассажиры автомобиля заходят туда пешком.
Внутри – пожалуйста, фотографируйся сколько и с кем хочешь (в отличие от эфиопских мурси, которые берут с тебя плату за каждый «клац» твоего фотоаппарата).
Поселения масаев всегда окружены искусственным ограждением из колючего кустарника – против львов и других хищников.
Не успели мы подойти ко входу этого мини-поселка, как с разных его сторон появились две группы людей: мужская – слева, женская – справа.
И началось. Мужчины с традиционными для масаев копьями, как в сказке про Черномора, вдруг превратились в 33 длинно-худых богатыря.
Они стали пританцовывать, напевая какой-то мотивчик все громче и громче и приближаясь к нам все ближе и ближе. Причем делали это какими-то одним им понятными кругами. Мне это почему-то напомнило круги, которые выписывают акулы перед своими жертвами.
Улыбок на лицах танцоров я особо не заметил, но, как нам объяснили – танец этот был приветственным.
Один из хлопцев-богатырей все время дудел в какую-то дудку – как оказалось, таким «горном» обычно созывают сбор племени.
Затем к приветствию, начав петь и пританцовывать, подключились женщины.
Женщины-гостьи из нашей группы моментально были вовлечены в танец.
За этим хороводом, я, честно говоря, и не заметил, как очутился внутри селения.
И тут к главной части спектакля приступили мужчины. Коронный номер масаев называется «adumu».
Думаю, многие видели этот знаменитый танец с этими необычными прыжками. Танцор как ракета взлетает вверх над землей и на какое-то мгновение как будто зависает. Причем возникает ощущение, что он непонятным образом зависает в верхней точке немного дольше, чем это получается у обычного земного человека.
И выражение его лица при этом такое, как будто парень никуда не прыгает, а просто стоит на земле – ни один мускул на лице не напрягается. Поэтому на всех фото прыгающие масаи выглядят так, как вроде они стоят на земле, но под ногами у них пустота – то ли фотошоп, то ли какая то левитация.
Говорят, что у масаев прыжки – показатель не только мужественности, но и вообще некая общая оценка мужчины. Считается даже, что кто выше прыгает – тот и лучший жених.
Кстати, масайские мужчины полигамны – они могут иметь до 10 жен. Правда, если ты хочешь иметь много спутниц жизни, то должен быть готов обеспечить жильем КАЖДУЮ из своих жен, а также ее детей.
Так что прежде чем жениться – надо хорошенько подумать, потянешь ли ты такое «счастье».
Мне кажется, что физически масаи такие худые и длинные (что совсем не свойственно африканцам) именно от того, что они все время скачут. В прыжке они тянутся вверх – поэтому, наверное, и растягиваются до двухметрового роста.
Ведь масайские женщины, которые не прыгают, а только поют или танцуют (делая это одними плечами), не такие рослые.
В качестве экскурсии нас завели в хижину, сложенную из ветвей кустарника, скрепленного «штукатуркой» из высушенного навоза.
По краям – койки (тоже из каких-то веток, покрытых корой дерева), посередине – очаг.
Высота хижины – метра полтора – даже мы сгибались, а рослому масаю в своем жилище и подавно нужно складываться вдвое.
Домик этот был размером не больше моего шкафа для одежды. Но это ладно, главное то, что тут же к нему примыкает обширный хлев, что сразу чувствуется по соответствующему «аромату». В отличие от меня с моими кофейными преференциями, для масаев запах навоза – самый приятный на свете.
Вообще, как я уже говорил, скот для них – главное занятие. Не зря в племени существует поговорка: «Корова хороша как человек».
Коровья моча используется в лечении, свежий навоз идет на строительство, а сухой – на топливо. Рога превращают в емкости и украшения, а из шкур шьют матрасы, одежду и обувь.
Важнейшей составляющей их рациона является молоко. В голодное время они делают такую операцию: протыкают сонную артерию коровы короткой стрелой, сливают немного крови и пьют, смешивая ее с молоком. Корова не умирает, потому что после этого рану замазывают свежим навозом. Для такого «донорства» коров используют неоднократно.
Масаи практически не едят овощей и фруктов – выращивать негде и, как ответил мне на этот вопрос один масай: «Нам фрукты просто НЕ НРАВЯТСЯ...»
Будь-то в саванне или в городе – в любом месте страны масая всегда можно различить по его красному (иногда в красный квадратик) наряду.
Интересно, что масаев боятся даже львы. Потому что масаи ВСЕГДА и в любой ситуации вступают с ними в сражение. На протяжении веков даже у царя зверей выработался рефлекс опасности – говорят, что красный цвет масайских накидок вызывает у львов страх.
Видимо, поэтому во время сафари вся группа просила у меня поносить мою ярко-красную спортивную крутку.
Украшения у масаев носят и мужчины и женщины, правда в ушах их разрешается носить только замужним женщинам с детьми.
Начиная с 3 лет масайские дети пасут скот, а в возрасте 7-8 лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше они оттянуты, тем более масай красив и уважаем.
А еще я купил себе масайский меч-ножик – он почему то имеет РОЗОВЫЙ цвет.
Но главный подарок и событие для меня, помешанного на кофейной теме, было не только в экзотическом посещении или впечатлениях от местных танцев и обычаев.
Наш гид по имени Паоло, парень живущий в этом племени, рассказал что вообще-то иногда масаи ПЬЮТ КОФЕ.
Точнее – кофе с молоком. Точнее – не С молоком, а НА молоке – вместо воды добавляют кипяченое молоко.
Кофе (почти всегда – растворимый) масаи покупают. Как и воду для приготовления – ее в окружающей африканской саванне просто нет.
Попить с ними кофейку мне, к сожалению, не удалось, но ощущение удачной кофейной находки у меня осталось.
Благодаря все тому же Паоло. Он, заметив, что я фанатично выпытываю все о кофе, и узнав, что сами мы – из европейской кофейной делегации – презентовал мне в подарок ПАЧКУ КОФЕ!
Это был явный туристический продукт, но очень красиво упакованный – в типичной масайской ткани...
...с правильно-лаконичным названием «Maasai Coffee»...
...и с традиционным масайским сувениром из разноцветного плетеного бисера, прикрепленным прямо к пачке с другой стороны.
Моей радости не было предела...
Уже после того, как мы покинули селение масаи и на обратном пути к Килиманджаро сделали остановку, я увидел, как по саванне одиноко странствовал немолодой сын африканских степей.
Он шел мимо, но голова его была повернута в нашу сторону, и, не отрывая взгляд, он смотрел на нас.
Затем остановился, повернулся и подошел к нам. Попозировал для нескольких фото...
...в том числе целясь в меня из своего воображаемого ружья-палки.
Потом пожал руку и ушел.
А я какой-то самому себе непонятной грустью смотрел вслед рослому африканскому воину-кочевнику, чем-то отчасти похожему на римского легионера в тунике, а чем-то – на уставшего от скитаний паломника...
И пусть в языке масаев существует более 300 слов для описания коров по цвету и форме рог, и только одно, обозначающее столь любимый мною напиток кофе – пачка кофейных зерен, подаренная мне африканским масаем с итальянским именем Паоло, стала для меня одним из самых дорогих воспоминаний в моей жизни...
by Сергей Реминный. Кофейный эксперт. Блог о кофе