Почему мешок с кофе весит 69 кг?

14.04.2013 12:45

     Уже полтора десятка лет я активно катаюсь по кофейному миру, но, черт побери, никак не перестаю удивляться, насколько мало я знаю, и как непостижимо велик объем информации и знаний этой невероятной реалии, именуемой «КОФЕ»...

     И больше всего я удивляюсь вещам, гениальным по своей простоте. Они – сродни озарению, правда, иногда оно приходит в тебя не свыше, а доносят его старожилы кофейного мира.

     Так, например, произошло во время посещения финки El Socorro («Помощь») в Гватемале, где мне довелось побывать в составе группы кофейников из Европейской Кофейной Ассоциации SCAE.

     Здесь вспомню о попавшейся как-то мне на глаза довольно интересной заметке о происхождении размеров космического корабля и ширины железнодорожных рельс. Знаете ли вы, почему расстояние между рельсами составляет 4 фута и 8,5 дюймов – 143,68 см сантиметров – и ни сантиметром больше или меньше?..

     Оказывается, дело обстояло следующим образом.

     По бокам космического корабля «Кеннеди» размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели сделать эти двигатели еще шире, но не смогли.

     Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому тоннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюймов, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов.

     Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюймов? Откуда же взялась эта цифра?

     Оказывается, что железную дорогу в Соединённых Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз… правильно, 4 фута 8.5 дюймов!

     Но почему?

     Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз… да, вы угадали: именно 4 фута 8.5 дюймов!

     Ну, опять-таки – а почему так?..

     Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 фута 8.5 дюймам!

     И все-таки – извините за занудство – откуда взялся этот размер, почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?..

     А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюймов – это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.

     Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиной задницы две тысячи лет назад!

     Мое открытие на финке El Soccorso носило примерно похожий характер.

     В один из моментов разговора с хозяином Хуаном Диего де ла Серда (Juan Diego de la Cerda) мы узнаем, что в Гватемале существует 2 стандартных размера мешков с кофе.

     Первый – 60 кг, являющийся стандартом мировой торговли для многих стран мира. А второй – 69 кг, характерный только для некоторых стран (в основном – Латинской Америки). Это своего рода «внутренний» стандарт – им пользуются для работы внутри страны.

     И вот почтенный хозяин фермы  спрашивает: «А вот вы знаете, почему этот стандарт – именно 69 килограмм?»

     Ну, мы естественно, все умные – говорим: «Потому что это будет 150 фунта». Хуан Диего говорит: «Я же спросил, не «Сколько это будет в фунтах», а «Почему цифра именно такова»?..»

     И тут опытные европейские кофейники притихли...tounge_smilegif Ни одного логического ответа в наши заумные головы не напрашивалось...

      «Все очень просто, – говорит он. – Да, действительно, 69 кг – это 150 (точнее – 152)  фунтов. А стандартом эта цифра стала потому, что если сложить вес ДВУХ мешков с кофе – то получится 300 фунтов. Именно столько кофе МОЖЕТ ВЫНЕСТИ ОДИН МУЛ в горных условиях – по одному мешку с каждой стороны!»

     Вот вам и весь ответ. Точно  такой же природы, как и загадка с железнодорожными рельсами...

     Мулов сменили современные джипы, в космос летают ракеты, а все по-прежнему зависит от размера задницы лошади и выносливости мула...wink_smilegif

by Сергей Реминный. Кофейный эксперт. Блог о кофе

      

Комментарии (1)

01.04.2014 23:11
Тоже начинали с 69 кг в Эквадоре, но потом перешли на 60, и вместо 250*69=17250 кг стали делать 320*60=19200 кг. И табличка уж не знаю почему так указывает, местный нац. совет кафеталерос считает экспортную единицу как мешок 60 кг. Собсна они и посоветовали перейти на этот стандарт.
Коллеги местные грузят в Японию лавадо вообще по 30 кг, из-за какого-то закона о защите прав трудящихся. Дескать японским самураям больше 30 кг поднимать не айс.
Странно, особенно когда видишь сухонького дедулю индейца, прущего на горбу 150 фунтов зерна БЕГОМ ПО ДЕРЕВЯННОЙ НАКЛОННОЙ ДОСКЕ ВВЕРХ)))

Добавить комментарии