ЧТО ЕЩЕ ЗА "ЭФФЕКТ ДРОСТЕ"?

30.03.2010 19:41

     Сегодня немного отклонюсь в сторону от кофе (совсем чуть-чуть) и посвящу заметку… КАКАО.

     Благодаря этому родственнику по семейству напитков (хоть и далекому…), в мировом изобразительном искусстве возник важный термин.
     Речь идет о так называемом «эффекте Дросте» («Droste effect»).
     Этим термином называют особый вид изображения, при котором на картинке размещается уменьшенный вариант этого же изображения.
     На уменьшенном изображении размещается уменьшенное изображение уже этого изображения и так далее.
                 
     Теоретически этот процесс может быть бесконечен, но практически - ограничен разрешением изображения (совсем маленькая картинка становится уже неазличимой).
           
     Вот еще несколько примеров "Эффекта Дросте":
              
              
           
         
              
     Название этого эффекта возникло в 1904 году от имени ведущей марки голландского какао – Droste, на упаковке которого была изображена медицинская сестра с подносом, на котором стояла пачка с какао. На самой пачке была изображена та же медсестра с подносом и пачкой, на которой было то же изображение и т.д….
                      
     А свое официальное название эффект Дросте получил в 70-х годах прошлого века с легкой руки одного журналиста.
     Нужно сказать, что отдельные появления эффекта Дросте существовали и ранее – например, в 1320 году он был использован знаменитым художником Джотто в картине «Триптих Стефанески»:

         

      Один из кардиналов подносит Святому Петру саму эту картину

                                

     Но именно благодаря пачке какао данный эффект был закреплен как явление в изобразительном искусстве. Спасибо тебе, какао, и спасибо тебе, компания Droste

                

     Тем более, что картинка получилась довольно чинная – серьезная женщина с подносом…

     Я же почему-то вспомнил о стоящей у меня в шкафу пачке шведского какао, которую я купил несколько лет назад в Стокгольме:

                               

     Каждый раз когда смотрю на нее, думаю: "Это ж надо было кому-то до такого додуматься?..."

     Сейчас этот эффект используется повсеместно – от знаменитых «Pink Floyd», использовавших этот эффект для иллюстрации к обложке одного из своих альбомов – «Ummagumma»:

                          

     …до сырочков со смеющейся коровкой «Vache qui rit» (просто прелесть…), у которой вместо сережек в ушах - уменьшенное изображение такого же сырочка :

                       

     И даже в мультике про Спанч Боба, от которого балдеет моя младшая дочь, есть пример эффекта Дросте  - в каком-то эз эпизодов на фотографии миссис Пафф

                    

     И только кофейники не смогли попользоваться эффектом, изобретенным братским напитком…

     Но я решил поправить эту несправедливость и собственными руками создал пару коллажей… - о себе -

           

     ... и об Ионии...

         

     Чего скрывать – хочется придумать в бизнесе что-нибудь типа «IONIA effect», и чтоб это пригодилось в каком-то из видов искусства…

     Только идей пока никаких не имею... Ну, ладно – будем думать…

 

by Сергей Реминный. Кофейный эксперт. Блог о кофе